Достойный ли пастырь?(О митрополите Донецком и Мариупольском Илларионе)

По мере того как ухудшается состояние здоровья митрополита Владимира (Сабодана), вызывает все больше вопросов, все чаще как верующие так и духовенство задают себе вопрос: кто возглавит УПЦ МП после него и какой будет его политика.

 Не секрет что в последнее время в УПЦ МП «автокефалистские», обновленческие и либеральные тенденции стали просто угрожающими. Вместо надуманного «политического православия» появилось вполне реальное политическое инославие. Чего стоит только подписанное болящим митрополита Владимиром (Сабаданом) политического «Обращения» глав религиозных кофессий Украины «за евроинтеграцию». Поэтому православные, вступающие за единство Церкви и чистоту Православия обоснованно тревожатся, чтобы преемник митрополита Владимира не продолжил курса на разрыв с Русской Православной церковью, автокефалию либерализм. И это заставляет повнимательней присмотреться к тем архиереям, которых СМИ уде называют вероятными кандидатами на кафедру Киевских митрополитов.

Одним из таких архиереев, которого большинство верующих считают сторонником единства с Россией и противником автокефалии считается митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион (Шукало). И сам митрополит Илларион своими словами и действиями вроде бы такую точку зрения подтверждает. Однако не все так просто как кажется на первый взгляд.

Митрополит Илларион – человек неуглупый. И понимает, что в Донецке выступать за украинизацию богослужения и автокефалию просто недопустимо. Не поймут ни только простые верующие, но и власть имущие, которые во всех предыдущих предвыборных кампаниях «поднимали на щит»  именно лозунги единства с Россией. Тем более среди главных церковных меценатов и ктиторов в Донецке есть и последовательные сторонники единства Русской Православной церкви. Поэтому митрополит Илларион, несмотря на свое западноукраинское происхождение за все время своего пребывания на донецкой кафедре старался выставить себя «большим русофилом, чем сами русские». Это говорит о том, что владыка Илларион хорошо умеет приспособиться к окружающей политической ситуации.

А теперь представим, что Илларион стал митрополитом киевским. Какая в Киеве политическая ситуация, думаю, объяснять не надо. У верхушки сейчас на первом плане –евроинтеграция. Ну а жители Киева, несмотря на свое русскоязычие, массово голосуют на ультранационалистическую «Свободу». Да и политические взгляды местных «православных меценатов» такие как Петр Порошенко, в свое время выступавшего одним из организаторов оранжевого «майдана»  – хорошо известны.

Есть риск того, что умеющий «приспосабливаться» архиерей может в одночасье стать еще большим автокефаломи, чем нынешний «главный авткефал» – архиепископ переяслав-Хмельницкий Александр Драбинко. С то лишь разницей, что в отличие от Саши Драбинко, который так и не сумел подать себя архиепископом Александром, с его замашками недалекого мальчика- мажора и мелкого уголовника (вспомним дело с похищением монахинь) митрополит Иларион – политик и церковный деятель «матерый». И таких «проколов» как Драбинко, он допускать не будет. Поэтому с его линией на автокефалию – если та станет явной – бороться будет намного труднее.

А о том, что митрополит Илларон может в любой момент взять курс на автекефалию видно со слов человека, который и сделал в свое время его епископом – второго после «Филарета»-Денисенко лица в украинском расколе – Андрея Горака.

Вспоминает националистический журналист Юрий Дорошенко о своей беседе с Андреем Гораком (http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/9526-lvivskij-pravoslavnij-mitropolit.html): «Пригадую, як під час однієї прогулянки Києвом, я висловився з обуренням про поведінку митрополита Донецького Іларіона (Шукала), з УПЦ МП. Якраз тоді з’явилися моїх два матеріали в газеті «Україна молода»: «Канонічна дуля» та «Канонічна дуля повертається», де йшлося про шовіністичну та хамську поведінку одіозного владики на ювілеї Києво-Печерської лаври (тоді митрополит Іларіон, біля Національної опери віруючим УПЦ Київського Патріархату тикав дулі з криком: «Вот вам автокефалія!»).

«Даремно, так про Іларіона. Насправді, він не такий поганий, як видається. Просто обставини так склалися. Він же служить серед ваших земляків, і це накладає відбиток. Він, до речі, з лемків і в душі автокефаліст, можливо, більший за будь-кого», – задумливо промовив владика. А потім щось пригадуючи, запитав: «А ви знаєте, хто його на єпископство рекомендував? Знайте, то був я». Мені раніше доводилося чути, що митрополита Львівського Андрія з УПЦ КП і митрополита Донецького Іларіона з УПЦ МП пов’язувала постать митрополита Миколая (Юрика), в якого свого часу обидва іподияконствували. Обидва були його учнями та вихованцями».

Увы, узнать большее у Андрея Горака (который у Денисенко стал «митрополитом») о его «выдвиженце» уже нельзя – в 2010 г. он странно умер, так и не принеся покаяние и не воссоединившись с Матерью- Церковью, хотя в последние дни очень этого хотел и надеялся. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) вспоминает, что Андрей Горак перед смертью собирался совершить покаяние и вернуться в лоно канонической Православной Церкви:

« Когда мы с ним встречались, он говорил буквально следующее: «Я каждый день себя проклинаю за то, что ушёл в раскол». Он видел в этом свою слабость, понимал, что в расколе нет благодатной жизни… Хотел перейти в каноническую Церковь и готовился к переходу, подготавливал необходимые документы. И буквально за несколько дней до этого события неожиданно и скоропостижно скончался.»

Судьба Андрея Горака – предостережение для раскольников, в том числе и «потенциальных». Можно ведь и не успеть покаятся… При этом очень интересно вспомнить, когда, как и при каких обстоятельствах был рукоположен с подачи того же Андрея Горака в епископы Илларион (Шукало).

Дело в том, что в то время  когда в Западной Украине «бушевал» греко-католичский произвол, и духовенство либо массово изменяло Православию либо изгонялось будущий митрополит Илларион (Роман Шукало) учился в Московской духовной семинарии. После того как «греко-католичские страсти» на Галичине успокоились – встал вопрос о восстановлении православной иерархии на Западной Украине. Именно тогда, в Епископа Львовский и Дрогобычского рукоположили Андрея Горака, который впоследствии, в 1992 г. ушел в «филаретовский» раскол. Однако пока будущий раскольник Горак (без сомнения, уже тогда настроенный националистически) был в канонической церкви, он успел в 1991 г. «протолкнуть» на кафедру епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Романо Шукала, который принял монашеский постриг с именем Илларион.

К сожалению, среди запалноукраиского духовенства и раньше была, и теперь нередко сохраняется своеобразная тенденция: при всевозможных расколах оставлять «своих» людей в формально ставшем «враждебным»  лагере. Сперва масса духовенства на Галичине  ушла в греко-католики – но кое-кто остался в лоне Православной церкви. Потом произошел еще один «отток» в «филаретовцы» Остались немногие. И были там почти все истинные верующие, но, увы, были и банальные приспособлены. Которые с отступниками отношений не порывали, но поняли, что в новой конфессии им ничего «не светит». Ведь там первые места заняли те, кто «первыми сориентировался», а им лучше делать карьеру в «старой» иерархии, тем более в условиях, когда из-за массового вероотступничества или ухода в раскол она «поредела».

Однако может быть митрополит Илларион действительно искреннее верующий подвижник, преданный Православию? Возможно, таковым он когда-то и был. На заре туманной юности… Однако сегодня его олигархический образ жизни существенно отличается от подвижнического и уже стал причиной целой серии громких скандалов.

Прежде всего, бросается в глаза страсть донецкого митрополита к роскоши, страсть на которой его с удовольствием «ловят» враждебные Церкви СМИ. Речь идет о сверхдорогих роскошных автомобилях владыки, о его шикарном особняке и т.д. и т.п. Но помимо этого во многих СМИ активно поднимались темы и иных его грехов, в результате которых он может быть легко подвергнут шантажу и стать совсем «европейски-ориентированным»

 

Это все очень опасно сегодня, когда идет столь активная «евроинтеграция». Противостоять этой страшной угрозе дожжен архиерей, не только скромный в бытовом плане, но и не запятнанный подозрениями в тяжелых грехах, и зарекомендовавший себя реальным сторонником церковного единства, а не галицкий ставленник украинского националиста. К сожалению, митрополит Илларион под эти определения не подходит.

 

Василий Демченко


One Comment on “Достойный ли пастырь?(О митрополите Донецком и Мариупольском Илларионе)”

  1. kondrat:

    Это страшный человек.У него руки по локоть в крови православных христиан.И масса поломанных и раздавленных судеб порядочного духовенства.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s