Экуменизм экуменизму рознь

Дрейф Сербской Церкви …

Изображение

Как недавно сообщалось, Синод Сербской Православной Церкви отложил решение об отставке епископа Зворникско-Тузланского Василия (Качавенды) до ближайшего Архиерейского Собора.

Пресс-секретарь Синода епископ Бачский Ириней (Булович) сообщил, что Синод принял и поддержал прошение епископа Василия об уходе с кафедры на покой по состоянию здоровья, но попросил владыку, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжить управление Зворникско-Тузланской епархией до Архиерейского Собора, который намечен на май 2013 г.

Официальное синодальное заявление относительно желания владыки Василия уйти на покой было опубликовано после появившихся в сербских СМИ сообщений о том, что на владыку Василия было оказано давление, связанное с тем, что он позволял себе делать высказывания, которые не совпадали с позицией, которую озвучивал пресс-секретарь Синода епископ Бачский Ириней.

К сожалению, сейчас претворяется в жизнь кое-что из того, к чему давно уже шло.

То, что еще совсем недавно — во время Патриарха Павла — воспринималось в качестве конспирологии; то, о чем после свержения власти Слободана Милошевича некоторые владыки проговаривали в частных беседах, — нынче может войти в завершающую фазу.

Речь идет о процессе переориентации Сербской Церкви.

За последние несколько лет Сербская Церковь перенесла несколько крупных потрясений. Кончина Святейшего Патриарха Павла, низложение владыки Артемия, удары по т.н. «Боснийскому лобби», появление нового поколения молодых «продвинутых» архиереев и многое другое…

Между тем, до сих пор до конца не выяснены сами обстоятельства попадания Патриарха Павла в больницу. Люди сетуют о том, что Патриарх в то утро отправился на литургию в Калужерицу, а оказался в госпитале в критическом состоянии. Из которого не выходил уже до гробовой доски. Сама кончина Патриарха окутана вуалью тайны. Ибо, даже находясь на больничной койке, он был препятствием для процессов разрушения.

Другим великим потрясением Сербской Церкви стало обращение с владыкой Артемием, после чего включился «конвейер производства новых владык», которые должны были стать «предсказуемыми избирателями». Епископскую хиротонию получили даже те, кто по канонам вообще не мог бы стать носителем священного сана, даже самого низшего.

Последний удар был обрушен на представителя «национальной струи» в СПЦ — на владыку Зворникско-Тузланского Василия (Качавенду).

Ни для кого не серкет, что у владыки есть «пунктик» (пристрастие к серьезным автомобилям). Но не секрет и то, что владыка Василий всегда — на протяжении всего военного лихолетья — был со своей паствой — и никогда в Белград не сбегал. Всегда защищал интересы сербского народа, и народ — в благодарность за это — сквозь пальцы смотрели на его «колесницы». Между тем, «прожектора сербской перестройки» — В-92 и «Blic» — только об этих самых машинах и судачит.

Обсуждение достоинств и недостатков автопарка, принадлежащего владыке Василию, создало контекст, в котором информационные киллеры получили возможность глумиться как над архиереем, так и над теми вещами, которые составляют стержень мировоззрения этого сербского владыки.

Вещи, проговариваемые владыкой, зачастую шли вразрез с тем, что озвучивалось«вечным пресс-секретарем Синода», епископом Бачским Иринеем. Владыка Ириней всегда имел серьёзный вес в СПЦ, но после кончины Патриарха Павла, его реальная власть стала столь внушительной, что в кулуарах появилось прозвище «Властелин кольца». Прозвище намекало как на всемогущество, так и на папскую награду — бискупский перстень, который был пожалован Римским Понтификом пресс-секретарю Синода Сербской Церкви.

Владыка Ириней является ярким представителем «Ватиканско-Фонариотской струи» «неумеренных экуменистов», которые вытесняют «экуменистов умеренных», зачастую настроенных промосковски.

Говоря об экуменизме в CПЦ, как правило, в первую очередь упоминают владыку Лаврентия Шабацко-Валевского. Того самого, который возил целую экскурсию к Римскому папе. Между тем, не нужно забывать о том, что экуменизм экуменизму рознь.

Владыка Лаврентий долго жил на западе, и это именно тот самый случай, который иллюстрирует народную присказку: «с кем поведешься, от того и наберешься». Но «экуменизм владыки Лаврентия» — это, скорее, наработки, находящиеся в социальной плоскости. Вместе с тем, нельзя забывать того, что именно благодаря усилиям, предпринятым владыкой Лаврентием, у нас есть издание Полного Собрания Сочинений Святителя Николая (Велимировича).

Такой наивный «социальный экуменизм» присущь также епископу Загребско-Люблянскому Иоанну и митрополиту Дабробосанскому Николаю.

Это, условно говоря, «экуменизм позавчерашний».

Ему на смену пришел уже совсем другой экуменизм. Такой экуменизм, который уже не довольствуется сближением во имя решения конкретных житейских проблем, но замахивается на стирание различий вероучительных. Ветераном «богословского экуменизма» является много раз упомянинаемый епископ Бачский Ириней, а ярчайшими представителями «молодой поросли» — епископы Браничевский Иоанн и Захолмско-Герцеговинский Григорий.

Сегодня представители «богословского экуменизма» приходят к контролю рычагов управления земной церковью, а завтра — если Господь попустит — на смену «богословскому экуменизму» придет — совершенно закономерно — элементарная уния, «экуменизм механический».

В этой связи вызывает озабоченность позиция Патриарха Иринея.

Люди интуитивно ощущают то, что Святейший — вовсе никакой не еретик, и от всей души желает добра Церкви и народу. Но, по неизвестной причине, он как будто на каком-то крючке у тех сил, которые подталкивают Сербскую Церковь к «механическому экуменизму» — т.е. к оформлению всевластия сил, ориентированных на ось Константинополь-Рим.

Альтернативой этому может стать опора на Московский Патриархат.

Эту мысль неоднократно высказывал публично «внезапно заболевший» владыка Зворничко-Тузланский Василий. Эта мысль проговаривалось в пространной беседе с Наташей Йованович, ведущей публицисткой еженедельника «Печат»:

«Также наряду с развитием ощущения национального достоинства и самоуважения, необходимо заниматься — и самым серьёзным образом — изучением и постижением величественной традиции русского аскетического опыта. Необходимо углубить связи с Русской Церковью, ибо она в настоящее время является реальной силой, она становится защитницей православных во всем мире. Никто не отрицает заслуг Церкви греческого языкового пространства в деле расширения и утверждения Православной Веры, но сейчас именно Русская Церковь является стеной, защищающей всех нас, православных.

Немаловажно и то, что за Русскую Православную Церковь стоит и Государство Российское».

В заключении материала напомним о том, что в настоящее время в Сербию по приглашению Его Святейшества Патриарха сербского Иринея прибыл председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион. На сегодня, 17 ноября, запланировано освящение часовни в честь Иверской иконы Матери Божией, находящейся в «русском секторе» Нового Кладбища в Белграде.

Кроме встречи и сослужения с Его Святейшеством, которое запланировано на воскресенье, 18 ноября, митрополит Иларион планирует встретиться с епископом Баня-Лукским Ефремом, а также президентом Сербии Томиславом Николичем, главой Правительства Ивицей Дачичем и президентом Республики Сербской (Боснии и Герцеговины) Милорадом Додиком.

Ранко  Гойкович, Павел  Тихомиров, Русская народная линия



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s