Мелетии смотрицкие нашего времени

В последнее время проуниатская и экуменическая пропаганда в Украине приобретает все новые обороты. На минувшей неделе в известном своими прозападными взглядами издании «Зеркало недели» появилась статья Дмитрия Зайца «Мелетий Смотрицкий: путь от апологета «русского» православия к идее примирения «Руси с Русью».

Изображение

Напомним, что для православных верующих имя Мелетия Смотрицкого стало символом самого коварного предательства, вероотступничества и двурушничества. В унию с Римско-католической церковью в те времена (после Брестской церковной унии 1596 г.) переходили многие православные иерархи, но они, по крайней мере, делали это открыто. Мелетий Смотрицкий долгое принял унию тайно, и определенное время, по сути, был «агентом Ватикана» внутри Православия, пока не был разоблачен и осужден.

То, что такая статья появилась в непростой для украинского Православия час, скорее всего, не случайно. Тяга архиепископа Переяслав-Хмельницкого Александра Драбинко – секретаря Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана) – к униатам даже не скрывается – его встречи с главой украинских греко-католиков Святославом Шевчуком подозрительно очень частые и душевные.. Да и его шеф, похоже, с большим удовольствием общается с католиками и униатами чем с собственной паствой.  Поэтому прославление в либеральных СМИ  тайного епископа-униата который, в конце концов, стал открытым вероотступников должна православных верующих насторожить.

Личность Мелетия Смотрицкого должна быть интересно православным верующим по целому ряду причин, поскольку Мелетий (в миру Максим) Смотрицкий прославился не только как вероотступник, но и как прекрасный полемист, который в начале своего пути убедительно защищал Православие от сторонников унии.

Мелетий (в міру — Максим) Смотрицкий родился, по разным данным, около 1575-1579 г. и его отец Герасим Смотрицкий был ректором Острожской академии вместе с Иваном Федоровым в свое время издавшим Острожскую Библию. Максим Смотрицкий учился в Острожской академии, а затем — в иезуитской Виленской академии. Позже он продолжил образование в нескольких известных немецких университетах, в частности, в Виттенбергском (Виттенберг — город, где Мартин Лютер впервые опубликовал свои тезисы-обвинения против католической церкви).

Такое «всеядное» образование не прошло для Максима Смотрицкого бесследно. Он писал о себе: «Кто я был тогда? Последователь Лютера, который у гроба Лютера свою молодость в науках отравив, лютеранским дымом прокопченный, прибыл в Литву, и Русь тем же чадом заразил».

По сути, это откровение. Вместо благоговения пред Священным Писанием Смотрицкий позаимствовал у протестантов рационалистичено-прагматичное отношение к Слову Божьему. Эти новее знания «наложились на знания и методики, которые он почерпнул у иезуитов, и его тесное общение с католиками в молодости во многом предопределило его последующее вероотступничество и переход в унию.

К сожалению, успели основательно «прокоптится» не только лютеранским, но католическим и экуменическим дымом и некоторые нынешние православное архипастыри, в частности митрополит Владимир (Сабодан) и его секретарь Александр Драбинко. Владимир (Сабодан) в свое время был представителем Русской православной церкви при экуменическом сборище – Всемирном совете церквей в Женеве. А юного Сащу Драбинко  высветили в «архиепископа» с нарушение всех церковных правил (по возрасту) ни где-нибудь, а в итальянском Бари. При этом если Смотрицкий хотя бы в начале был защитником Православия – то ни о Сабодане ни о Драбинко такого не скажешь: они как были махровыми экуменистами так и ими остаются.

Напомним, что, будучи мирянином и членом Виленского Православного братства Смотрицкий написал и издал в 1610 году первое свое выдающееся полемическое произведение  «Тренос» в защиту Првославия. Останься Максим Смотрицкий простым мирянином – наверное, в историю он так бы и вошел как защитник Православия. Но ему было суждено стать в 1616 г. монахом (имя, данное в постриге – Мелетий), а спустя совсем короткое время – в  связи с восстановлением Иерусалимским патриархом Феофаном православной иерархии в Западной Руси Смотрицкого высветили на епископа Витебского и Мстиславского. И испытание церковной властью Мелетий Смотрицкий не выдержал.

Возможно, его падение было предопределено именно «быстротой духовной картеры». Напомним, что через 4 года после пострига в начале 17-го века мало кто становился епископом. Нужно было долгие годы прожить в монастыре, сперва послушником, а затем простым иноком. Да, тогда, в начале 17-го века рукоположение относительно молодого Мелетия объяснялось нехваткой достойных православных монахов в условиях разгрома Православной Церкви униатами. Сыграла свою роль и его слава как полемиста, и ходатайство православных братств. Но, увы, школы монастырского послушания Мелетий Сморицкий не прошел.

Из здесь тоже можно сравнить Мелетия Смотрицкого с «героем нашего времени» – юным архиепископом Перяслав-Хмельницким Сашей Драбинко. Правда свою карьеру Мелетий (Максим) Смотрицкий сделал своей головой, очень часто ею рискуя, человеком он был достаточно смелым и умным. Какой частью тела сделал ну очень стремительную карьеру Саша Драбинко остается только догадываться, но особо выдающегося ума, он, увы, не обнаруживает. В чем же наблюдается сегодня полное сходство устремлений Саши Драбинко и «позднего» Мелетия Смотрицкого – так это в их тяге к Риму и к унии с Ватиканом.

В опубликованной в «Зеркале Недели» статье усилия «позднего» Смотрицкого по обращению православных в унию  не только оправдывается, а преподносятся как «образец патриотизма». Дескать, он стремился «реформировать церковь, обеспечить внутренний мир и спокойствие в «русских» землях благодаря примирению и объединению православной и униатской церквей». Это как бы намек и Саще Драбико и окружающих его автокефалиств. Мол, «дерзайте, юноши, у вас были великие предшественники в создании «едыной помисной церквы» под патронатом Рима». Можете даже до поры до времени побыть униатами тайными — для папы римского вы все равно будете «свои».

Дело в том, что став в 1627 г. тайным униатом, Мелетий Смотрицкий развернул бурную проуниатскую деятельность внутри Православной Церкви и изложил свои взгляды в книге «Апология моего странствия в края восточные». В конце концов, на Киевском соборе 1628 г. двурушничество Мелетия Смотрицкого было вскрыто и его заставили публично отречься от «Апологий». В этом же году Мелетий Смотрицкий открыто перешел в унию и получил в управление Дерманский монастырь, но вскоре умер.

В статье Дмитрия Зайца поддерживаются взгляды Мелетия Смотрицкого, изложенные в его «Апологии» о том, что расхождения между Православием и католицизмом – это лишь схоластика, а не пропасть в содержании вероучения, а уния, дескать, обеспечивает внутренний религиозный мир, благоприятный для социального и культурного развития «русских» воеводств (сегодняшней Украины и Беларуси).

Автор подводит к «прогрессивности» идеи создания «единой украинской церкви» под патронатом Ватикана. И в статье явно содержится намек на то, что нынешние иерархи УПЦ могут стать подобными «мелетиями смотрицкими» нашего времени. Также статья резко отрицательно относится к православным мирянам, которые и в далеком XVII веке, и сегодня защищали и защищают чистоту Православной веры, в ней говорится о желании тогдашних православных иерархов и Мелетия Смотрицкого (когда он стал епископом) избавиться от чрезмерного влияния православных верующих, прежде всего братств. Между тем именно православные братства, организованные верующими мирянами, отстояли Православие в Украине и в Беларуси в XVII веке, когда значительная часть иерархов стала на путь вероотступничества и перешла в унию. Но и сегодня принципиальная позиция православных мирян мешает «мелетиям смотрицким» нашего времени в их стремлении объединиться с могущественным Ватиканом. Не случайно в свое время любитель поездок в Рим Александр Драбинко добился от Синода УПЦ осуждения лидера Союза Православных братств Украины Валентина Лукьяника – якобы за «политическое Православие».

В общем «идейная направленность» украинских автокефалистов понятна – уния с Римом. Вот только не пошел в свое время православный народ за Мелетием Смотрицким. Не пойдет и за сегодняшними его последователями, тем более что даже до уровня Мелетия Сморицкого они не дотягивают.

Василий Демченко



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s