«В судьбах украинского Православия настал момент истины. Многое зависит от позиции Москвы»

Беседа корреспондента «Русской линии» с сопредседателем Союза Православных Братств Владимиром Осиповым …

Корр:  Владимир Николаевич, с Украины поступают тревожные сообщения. На днях в Житомире — там, где в 1992 году проходило Архиерейское Совещание, предварившее Харьковский Собор, снявший митрополита Филарета с поста Предстоятеля УПЦ МП, состоялось собрание архиереев. Формально архиереи собрались по случаю дня ангела своего собрата — епископа Житомирского и Новогрудского Никодима, возведенного в сан архиепископа. Потом выявилось, что в отношении митрополита Одесского Агафангела и архиепископа Тульчинского Ионафана, виднейших сторонников церковного единства, были приняты некие репрессивные решения. Что Вы думаете по этому поводу?

Осипов: Я очень встревожен этим сообщением. Думаю, что митрополит Одесский Агафангел упустил инициативу, проявил пассивность и случилось то, что случилось. Полагаю, что необходим срочный созыв Архиерейскоого Собора. Его целесообразно приурочить к дню ангела Святейшего Патриарха. На Собор обязательно нужно пригласить украинских архиереев.

Корр: Как Вы думаете, в чем причина нынешнего обострения ситуации на Украине?

Осипов: Наверное, власть предержащие на Украине окончательно определились в вопросе об автокефалии — в смысле положительного к ней отношения. Не случайно глава кабинета министров Украины Азаров ездил в Иерусалим и Константинополь пробивать реализацию этой идеи. Кстати, патриарх Иерусалимский уже третий раз без согласования с Московским патриархом, канонической территорией которого является Украина, приезжает туда. Активно действуют в направлении автокефалии глава президентской администрации Лёвочкин, у которого постоянно бывает архиепископ Александр (Драбинко), бывший глава Госкомрелигии Богуцкий, руководитель СБУ Хорошковский, Балога, Марчук и др. Нельзя забывать и о мировой закулисе. Я слышал, что МВФ и Евросоюз в качестве условия евроинтеграции для Украины выдвинули ее уход от Московского Патриархата. Эти структуры оказывают давление на украинскую элиту, украинских олигархов, счета которых находятся на Западе — их ведь могут в любой момент заморозить. Нельзя забывать и о том, что рейтинг президента В.Януковича не превышает 20%, а это значит, что его вполне могут не избрать на новый срок. Вполне вероятно, что он тоже определился за автокефалию.

Корр: А в церковной среде кто продвигает идею автокефалии?

Осипов: Несомненно, это прежде всего тот же архиепископ Александр (Драбинко), которого прочат на роль объединителя украинского Православия, естественно с отрывом при этом от Москвы. Во всех своих начинаниях в этом направлении он опирается на Киевского митрополита Владимира (Сабодана).

Корр: Какова во всем этом роль Константинополя?

Осипов: Этот фактор постоянно присутствует. Вполне вероятно, что под эгидой Константинопольского патриарха может быть образована Львовско-Галицкая митрополия, в которую войдут несколько «архиереев» от УАПЦ и т.н. Киевского Патриархата. В качестве ее возглавителя может быть архиепископ Александр (Драбинко) — Филарета Денисенко вряд ли примет Константинополь. Кстати, в Западной Европе у этого Патриархата есть архиереи украинского происхождения — их тоже могут подключить для реализации этого замысла. Между прочим, в США Американская Автокефальная Церковь, близкая к РПЦ МП, могла бы более активно действовать по привлечению в свои ряды представителей разных православных юрисдикций, греческих прежде всего. Вот тогда бы Константинополь почувствовал отпор. К тому же можно было бы наших архиереев направить в Вену, Будапешт, Гаагу, Карловы Вары, Дамаск — они ведь раньше там были.

Корр: А что униаты, католики? Как они действуют?

Осипов: Их глава постоянно бывает в Лавре, встречается с Блаженнейшим и архиепископом Александром. Униаты требуют покаяния за Львовский Собор 1946 года. А ведь благодаря этому Собору были сохранены тысячи храмов в Западной Украине. Потом, действительно многие униатские священники стремились вернуться в Православие. Полагаю, что руководителя Инициативной группы по объединению, убиенного протопресвитера Гавриила Костельника необходимо канонизировать. Кстати, его могила всегда в цветах. Что касается католиков — вот им, действительно, надо бы покаяться за разрушение 500 православных храмов в Польше и обращение в костелы или приспособление под хознужды еще несколько сот. Мне рассказывали, что в Польше видели часовню с восьмиконечным, «схизматическим», как говорят католики, крестом, в котором был устроен…туалет. Вот где кощунство! Были разрушены также 8 монастырей. Вот за все это им бы покаяться! А в Благовещенске наш архиерей передает им костел, в котором был устроен православный монастырь — как-то односторонне получается. Польские католические власти разрушили в Варшаве прекрасный кафедральный Александро-Невский собор. Яшмовые колонны из иконостаса этого собора были забраны для мавзолея Пилсудского…

Владимир  ОсиповРусская народная линия



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s